Защита от мошенников при грузоперевозках
Грузоперевозки являются сферой деятельности, в сторону которой тоже смотрят мошенники. Здесь «крутятся» деньги, известны разные «прибыльные» схемы чуть ли с советских времен, а количество самих «дельцов» не убывает.
Причина одна: на перевозку не хочется тратиться, оформлять «лишние» документы, оформлять страховку. Фиктивные и сомнительные сделки приводят в итоге к потерям и кражам имущества, убыткам на топливе и потерям времени из-за некачественного сервиса.
Что делать для собственной уверенности? Главная мера – общая проверка подрядчика перед работой, оформление документов на оказание транспортных услуг и каждую отправку в частности. Но даже в этом случае остаются риски.
Основные признаки недоброкачественного сервиса
Цель мошенничества при организации и выполнении грузоперевозки – завладеть чужими деньгами и ценным грузом, обмануть на топливе, запчастях или факте оказания услуг в принципе.
Узнать мошенников сравнительно легко:
- их «организация» не стремится показать документы правоустанавливающие, на транспорт и сотрудников;
- адрес неохотно показывается, встречи не назначаются, а если приходится пересекаться с представителями, это происходит в разных случайных местах;
- в контактах нет номера стационарного телефона;
- договор не заключается, а призывы к его составлению игнорируются;
- запрашивается большая предварительная оплата или перевод на личные карты, а не банковский счет;
- в обсуждении присутствует много стремления обойти налоги, сработать «по-серому» или за наличные безо всяких бумаг.
Если у Вашего контрагента есть хотя бы несколько таких признаков, рекомендуем проверить его более детально.
Большая проблема – компания-однодневка. Регистрационные документы и какой-никакой офис (зачастую арендованный на короткий срок) вроде есть, но сотрудников в них почти нет, отсутствуют собственные диспетчерский и бухгалтерский отделы, а план работы не включает возможность в любое время узнать о расположении груза.
Транспортные средства у таких компаний либо «в пути», «в другом городе» или совершенно случайно каждый раз оказываются на сервисном обслуживании.
Отсутствие оплаты грузоперевозки
Распространенная проблема: перевозчик выполнил свои обязательства, а заказчик не производит расчет.
Убытки при этом получают все:
- экспедитор потратил время и усилия на ведение проекта;
- перевозчик остался с тратами на топливо, амортизацию техники, документы, заработную плату персонала;
- получатель или отправитель – без собственной части дохода.
Как этого избежать? Грузоперевозка должна начинаться только после получения полной готовности материальной и документационной части – когда все стороны убедились в надежности цепочки взаимоотношений, а авансовые платежи проведены.
Аванс рекомендуется согласовывать в размере хотя бы 40% от общей суммы. Эти деньги, затрачиваемые на подготовку и топливо, становятся защитой от траты собственных сбережений в случае неудачи.
Для небольших подрядчиков и мелких компаний есть выход в виде формирования защитного объединения: занимаясь этими функциями по очереди или выбрав (наняв) определенного ответственного специалиста, можно освободиться от рисков мошенничества при подготовке.
Основная проблема при взыскании причитающихся денег – отсутствие основания. Если нет договора, заявки, запроса, счета, даже в судебном порядке будет сложно что-то доказать. Другое дело – подавать иск за отсутствие оплаты по факту исполненной в соответствии с договором перевозки.
Двойные деньги
Популярная схема – получение денег до начала работы. Мотивы – самые разные: необходимо купить детали для срочного ремонта, пройти ТО, получить документы или «решить проблемы». Зачастую делается это сумбурно – звонки с разных номеров и в позднее время суток, быстрый разговор. Задача мошенника – поскорее получить деньги.
Если заказчик объясняет, что его часть сделки уже выполнена, делается акцент на срочность или недоступность переведенных ранее денег. «Потом сочтемся» – и для ускорения дела приходится платить. Только потом может оказаться поздно – если это вообще окажется сторонний «специалист», получивший доступ к контактам нашего перевозчика.
Украденный груз
Как можно «украсть груз»?
Оказывается, схема достаточно популярна:
- у экспедиторов есть «слабое» место – проверка перевозчиков и водителей по найму;
- служба безопасности обычно сводится к единственному бывшему сотруднику внутренних дел, который обходится поверхностной проверкой;
- после погрузки экспедитор (или диспетчеры заказчика) не контролируют груз – в отличие от того, на чьем прицепе имущество находится.
Избежать хищения при погрузке на чужое авто можно с помощью бумажной работы – при проверке договора, документов на транспортное средство, водителя.
Если такое всё же произошло, нужно дальше работать с юристом. Он подготовит документы для дальнейшей работы правоохранительных структур: договорные обязательства, опись имущества, заявления, справки. С помощью этих бумаг начинается поиск злоумышленников.
Если искать вредителей самостоятельно, это может плохо кончится – любое дело лучше оставлять профессионалам.
Фиктивные дела
Существует как минимум 2 схемы фиктивного «делопроизводства».
Первая: грузоперевозка без факта погрузки-выгрузки производится только на бумаге. За это возможно получить оплату, если подготовить подтверждающие документы.
Чаще всего схема выполняется заказчиком и перевозчиком в одном лице:
- экспедитору дается заявки на перевозку;
- «случайно» под рукой оказывается подходящий перевозчик;
- составляется договор, производится «погрузка» (в действительности самого груза может не существовать, и никакие работы не производятся);
- экспедитор получает счет, который обязан оплатить.
Небольшая сумма и неразбериха приводят к оплате – чего и добиваются мошенники.
Вторая: груз фиктивно теряется. Здесь берется за основу первая схема – и дополняется бумагами на пропажу имущества. Для устранения проблемы и предотвращения шумихи экспедитор оплачивает счета и остается жертвой обмана.
Вариация этих «дел»: пропажа авансового платежа. Промежуточные лица и компании могут получить предварительную оплату, после чего прекратить выходить на связь.
Чтобы этого не допустить:
- не нужно платить через сторонних диспетчеров;
- важно изучить подлинники документов и получить полный набор реквизитов;
- аванс передавать только после приезда техники – проверяемой по документам.
Основное требование на этапе подготовки – работать только с проверенными контактами.
Способы защиты от мошенничества
Для профилактики попадания в такие ситуации и комплексного устранения рисков рекомендуется действовать следующим образом:
- запросить полный перечень правоустанавливающих документов, приехать лично для встречи, посмотреть технику и оценить сервис своими глазами;
- проверить репутацию компании;
- заключить договор на весь объем требуемых услуг;
- проверить транспортные и материальные средства на безопасность (состояние замков, камер, датчиков, систем спутникового наблюдения);
- страхование является обязательным элементом (на случай поломки авто и сторонних обстоятельств как минимум);
- после начала грузоперевозки важно отслеживать режим работы персонала: водители должны регулярно отдыхать в надежных местах, логисты – собирать информацию и качественно ее анализировать.
На постоянной основе рекомендуется следить за своими каналами связи: менять пароли почтовых программ и электронной почты, защищаться от вредоносных программ.
Поиск деловых партнеров в новых населенных пунктах важно проводить обстоятельно, без спешки и излишней самоуверенности. Бесплатные газеты с проплаченными отзывами и объявлениями – не для нашего бизнеса, следует больше читать специализированные форумы.
Уровень цены – тоже «узкое» место: если просят в разы меньше чем ожидается, дело может быть чревато потерями и ущербами. Следует понять причину низкой стоимости и проверить все обстоятельства.
Сервис грузоперевозок
Наша работа – качественные грузоперевозки по Минской области и даже дальше. Мы работаем много лет и уверены в результате своей работы. Заказы от физических и юридических лиц мы выполняем оперативно, с надлежащей подготовкой и по доступной цене.
Обращайтесь к нам – мы быстро подберем транспорт, определим маршрут, получим разрешительные документы. Выполним все этапы погрузоразгрузочных и транспортных работ вовремя и с приятным впечатлением впоследствии .