Отправка товаров
Отправка товаров со склада включает операции:
• перемещение товаров в зону комплектования заказов;
• комплектование заказов и упаковка - укладка в тару, формирование грузовых мест;
• оформление упаковочных листов, закладка их в грузовые места и крепление на грузовых местах;
• закрытие грузовых мест, обтягивание их металлической или пластиковой лентой;
• маркировка грузовых мест;
• формирование грузовых модулей - пакетирование грузовых мест на подцонах;
• перемещение грузовых модулей в зону погрузки;
• оформление товаросопроводительной документации;
• загрузка контейнеров, автомобилей, железнодорожных вагонов;
• оформление транспортной накладной.
Отбор товаров
При механизированном отборе на крупных складах груз, спакетированный на подцоне, снимается штабелером с места укладки и перемещается в зону комплектации партий товаров. Ручной отбор при отпуске небольшого количества товаров выполняют с укладкой на ручные тележки, которые доставляют в зону комплектации. На очень крупных складах применяется технология отбора товаров на складе без использования отборочного листа. Отборщик пользуется компьютерным терминалом типа ноутбук. Обмен данными между терминалом и сервером может быть организован либо посредством дискет, либо по радиоканалам. Обмен информацией по радиоканалам более оперативен и применяется в системах с высоким количеством экстренных заказов. Сервер может прерывать процесс отбора товаров по текущим заказам и потребовать выполнения приоритетного заказа.
Применение портативных терминалов позволяет проводить инвентаризации без остановки работы склада. Если отборщик закончил отбор товаров и у него имеется свободное время, то на терминал выводится задание - провести инвентаризацию товаров в определенной ячейке стеллажа в ближайшем к отборщику проходе. Использование портативных терминалов позволяет организовать учет работы каждого отборщика по производительности труда, качеству работы, использованию рабочего времени и др. После отбора товара и выяснения возможных проблем (например, нехватки товара, требующей корректировки отгрузочных документов) партию товара упаковывают.
Упаковка
Товары должны отгружаться в упаковке, соответствующей характеру товаров. На складах организуют ремонт поступающей тары, чтобы не терять поврежденную, и закупки новой тары - ящиков для тяжелых товаров, картонных коробок для легких и для отправок по почте. Кроме того, приобретают наполнитель - пенопластовые шарики и чипсы для заполнения пустот в ящиках, чтобы товары не терлись и не бились друг об друга и не болтались в коробках. Для этих целей применяют также макулатуру, стружку и опилки, но это нежелательно, так как их трудно сохранять сухими.
Упаковка и консервация должны предохранить товары от повреждений и коррозии при перевозке морем, речным транспортом, по железной дороге, авиа- или автотранспортом с учетом нескольких перевалок в пути, а также длительного хранения.
Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения или потерь при транспортировке, складировании, перевалке, укладке, хранении и других операциях. Упаковка часто является носителем информации о товаре - наименования товара и его изготовителя, штрихового кода, инструкции по эксплуатации, манипуляционных знаков, транспортной маркировки, экологической маркировки, рекламы. Упаковка играет важную роль и в маркетинге - удачный дизайн упаковки способствует реализации товаров.
Тара - элемент и/или разновидность упаковки, представляющий собой изделие для размещения в нем и предохранения продукции от повреждений и порчи при транспортировании, погрузо-разгрузочных работах, складировании и хранении - ящики, бочки, контейнеры и др.
Тару подразделяют:
- по материалам - на деревянную, металлическую, стеклянную, комбинированную;
- по размерам - на крупногабаритную и малогабаритную; по жизненному циклу - на разовую, возвратную, оборотную (многооборотную);
- по прочности - на жесткую, мягкую и полужесткую; по конструкции - на неразборную, разборную, складную и разборно-ск ладную;
- по возможности доступа - на закрытую и открытую;
- по специфическим свойствам - на герметичную (изотермическую - сохраняющую заданную температуру в течение определенного времени и изобарическую - сохраняющую заданное давление) и негерметичную.
По функциональному назначению различают транспортную и потребительскую тару. Транспортную тару используют только для перевозок и перед розничной продажей удаляют. Потребительская тара поступает потребителю вместе с товаром. Например, транспортная тара - ящик или контейнер, а потребительская - коробка для одного телевизора, стаканчик для сметаны и т. п.
Отдельную группу составляет тара-оборудование, т. е. изделие для размещения, транспортирования, хранения и продажи из него товаров (например, бочка-прицеп для торговли квасом).
По принадлежности и условиям использования тару подразделяют на производственную, инвентарную и складскую.
Производственная тара предназначена для внутризаводских и/или межзаводских технологических операций (например, металлические контейнеры для изделий, используемые при межцеховых перевозках).
Инвентарная тара - оборотная, являющаяся собственностью предприятия и подлежащая возврату владельцу (например, корзины и тележки в магазинах самообслуживания).
Складская тара предназначена для укладки, размещения, хранения и комплектации продукции на складе (например, ложи, пластмассовые и металлические коробки для мелких деталей).
Конструкция и безопасная эксплуатация тары должны соответствовать ГОСТ 12.3.010, ГОСТ 14861, ГОСТ 19822. м) бочки следует вскрывать только сбойниками. Не допускается сбивать обручи и выбивать дно бочек с помощью топора, лома или других случайных предметов.
При системной организации упаковочных работ необходимо решать следующие логистические задачи: Оценка влияния каждого элемента (тара, упаковка, маркировка) на общие издержки логистической системы.
Обязанности отправителя
В целях сохранности количества и качества поставляемой продукции, создания условий для своевременной и правильной приемки ее по качеству предприятие-изготовитель (отправитель) обязано обеспечить:
- строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
- точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.);
- отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами (эталонами);
- при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах - вложение в каждое тарное место предусмотренного стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т. п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
- четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т. п.), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и ее комплектности;
- четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;
- своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю - эти документы высылаются вместе с продукцией, если иное не предусмотрено основными и особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором;
- строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями;
- систематическое осуществление контроля работы лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов.
Продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль качества продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна.
В случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами и договором, изготовитель (отправитель) обязан при отгрузке (сдаче) продукции в упакованных или затаренных местах вложить в каждое тарное место документ, свидетельствующий о наименовании и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте. Отправитель обязан на каждое место составить подробный упаковочный лист, в котором указываются перечень упакованных товаров, их номер по каталогу или артикул, количество, номер места, вес брутто и нетто, наименование поставщика и получателя. Один экземпляр упаковочного листа в непромокаемом конверте вкладывается в ящик или коробку вместе с товаром. Второй экземпляр в непромокаемом конверте, покрытый жестяной или пластиковой пластинкой, прикрепляется к наружной стенке ящика или коробки. Третий экземпляр прилагается к сопроводительным документам.
Ящики или коробки нумеруются дробными числами, причем числитель будет означать порядковый номер ящика, а знаменатель - общее количество мест в партии. Продавец несет ответственность перед покупателем за порчу товаров вследствие некачественной или ненадлежащей упаковки, а также за убытки, связанные с засылкой товаров не по адресу вследствие неполноценной или неправильной маркировки. На основании листа комплектации и упаковочных листов печатается отгрузочная спецификация, прикладываемая к счету-фактуре.
Грузовые места подлежат маркировке в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. Маркировка
До предъявления к перевозке тарно-упаковочных и штучных грузов грузоотправитель обязан замаркировать каждое грузовое место в соответствии с ГОСТ 14192-96, а также с нормативными актами соответствующих видов транспорта.
Маркировка - надписи и условные знаки, наносимые на тару или упаковку для опознания груза и характеристики способов обращения с ним при перевозке, хранении и перегрузочных работах. Маркировка позволяет установить связь между грузами и перевозочными документами, а также отличить одну партию груза от другой. Маркировку груза по назначению подразделяют на товарную, экологическую, специальную и транспортную. Ответственность за правильность товарной, экологической и специальной маркировки несет изготовитель продукции, транспортной маркировки - отправитель и перевозчик, принявший груз к перевозке.
Транспортная маркировка должна содержать основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки, экологическую и специальную маркировку. Данные, приведенные в сопроводительных документах, и маркировка должны полностью соответствовать друг другу.
Основные надписи должны содержать:
• полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;
• полное наименование пункта назначения и сокращенное наименование ж/дороги назначения с указанием, при необходимости, пунктов перегрузки;
• в виде дроби: в числителе - количество грузовых мест в партии, в знаменателе - порядковый номер места внутри партии, когда перевозятся комплекты оборудования, разнородные или разносортные грузы в однотипной таре или однородные грузы в разнотипной таре или с перегрузкой в пути следования.
Число грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные или разносортные грузы в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах), или однородные грузы в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение сортов в отправке однородных грузов, или когда перевозят комплекты оборудования, или при транспортировании с перегрузкой в пути следования.
При перевозке грузов транспортными пакетами дополнительно на каждом из них должна быть нанесена маркировка в виде дроби: числитель - порядковый номер пакета и через тире масса брутто пакета; знаменатель - число мест в пакете и через тире масса нетто пакета.
Дополнительные надписи должны содержать:
• полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;
• наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенного наименования ж/дороги отправления;
• маркировку перевозчика.
Маркировка перевозчика наносится на каждом месте грузов, перевозимых мелкими и малотоннажными отправками, в виде дроби: числитель - порядковый номер по книге приема грузов к отправлению и через тире - число мест; знаменатель - код станции отправления.
Маркировка перевозчика наносится:
• пунктом отправления - при приеме к перевозке грузов мелкими отправками;
• грузоотправителем (до предъявления груза к перевозке) - при погрузке грузов мелкими и малотоннажными отправками.
По согласованию с грузоотправителями перевозчики могут устанавливать порядок нанесения маркировки перевозчика грузоотправителями до предъявления груза к перевозке и в других случаях. Маркировка перевозчика указывается также в соответствующей графе накладной.
Информационные надписи должны содержать:
• массу брутто и нетто грузового места в килограммах;
• габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота);
• объем грузового места в кубических метрах.
Габаритные размеры грузового места не указывают, если они не превышают 1 м.
Пример маркировки ящика:
Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место.
Транспортную маркировку располагают:
• на ящиках - на одной из боковых сторон; для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.); при транспортировании мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение "Верх - не кантовать", транспортная маркировка должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне упаковки;
• на бочках и барабанах - на днище, свободном от маркировки, характеризующей тару; допускается наносить маркировку на обечайке;
• на мешках - в верхней части у шва;
• на тюках - на одной из боковых поверхностей;
• на кипах - на торцевой поверхности; допускается наносить маркировку на боковую поверхность;
• на других видах тары (баллонах и др.), на грузах, не упакованных в транспортную тару, - на наиболее удобных, хорошо просматриваемых местах.
Допускается на неупакованные в транспортную тару грузы наносить маркировку непосредственно на груз.
На пакеты, сформированные без поддонов или на четырехзаходных поддонах по ГОСТ 21391, маркировку наносят на соседние - боковую и торцевую поверхности. На пакеты, сформированные на двухзаходных поддонах в соответствии с указанным стандартом, маркировку наносят на двух захватных сторонах.
Площадь маркировочного ярлыка в зависимости от размеров знаков и количества надписей должна быть не менее 60 см2.
При приеме к перевозке опасных грузов, а также грузов прямого смешанного железнодорожно-водного и прямого водного сообщений маркировка наносится с учетом правил перевозок этих грузов.
При невозможности нанести маркировку полностью на боковых или торцевых сторонах, на малогабаритных ящиках высотой 200 мм и менее допускается маркировка на смежных стенках тары (в том числе на крышке).
1 - манипуляционные знаки (предупредительные надписи); 2-допускаемые предупредительные надписи; 3 — количество мест в партии, порядковый номер внутри партии; 4- наименование грузополучателя и пункта назначения; 5- наименование пункта перегрузки; 6- надписи транспортных организаций; 7-объем грузового места"; 8 — габаритные размеры грузового места; 9— масса брутто; 10- масса нетто; 11 —страна-изготовитель и (или) поставщик; 12- наименование пункта отправления; 13- наименование грузоотправителя
* Для грузов, предназначенных для экспорта.
Расположение маркировки на транспортном пакете.
Если для перевозки груза применяется тара, бывшая в употреблении, то старая маркировка должна быть на ней уничтожена грузоотправителем. Краска, применяемая для нанесения маркировки, должна быть устойчивой (не стираться, не выцветать, не расплываться от влаги и т. п.) и не должна портить груз. Запрещается маркирование грузовых мест с продуктами питания краской, разведенной скипидаром, керосином и т. п.
Датой отгрузки считается дата штемпеля перевозчика на транспортной накладной или дата приемо-сдаточного акта при самовывозе. С момента передачи товаров перевозчику или покупателю, определяемому указанными датами, на покупателя переходит право собственности на товар и риск его случайной гибели. Товары отгружаются продавцом по отгрузочным реквизитам, указанным покупателем. По письменному указанию покупателя отгрузка может быть произведена другому получателю. Одновременно с отгрузкой товаров покупателю направляются относящиеся к ним документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкции по установке и т. п.), необходимые при использовании товаров по назначению, хранении, перевозке и розничной реализации.
Товары страхуются продавцом на период перевозки до момента поступления его на склад покупателя (кроме случаев самовывоза) в пользу покупателя. Расходы по страхованию товара в пути включаются в счет отдельной строкой. Для ускорения движения входящих и исходящих потоков товаров необходима эффективная организация логистической и экспедиторской службы, которая должна быть активным проводником груза от поставщиков до склада и от склада до получателей. Предпочтительно пользование услугами экспедиторских фирм, предоставляющих полный набор услуг разнопрофильных транспортных предприятий и услуги по смешанным перевозкам, которые объединяют в себе только преимущества отдельных видов транспортировки.